Камерный оркестр России

20 октября 2020 года

Камерный оркестр России

Абонемент №3
Внимание! Замена исполнителя!

В рамках проекта Министерства культуры РФ
«Всероссийские филармонические сезоны»

Государственный академический
камерный оркестр России

 

Художественный руководитель, главный дирижёр и солист (гобой) –
Алексей Уткин

В программе:
Д. Россини. Соната № 6 ре мажор для струнного оркестра
А. Вивальди. Концерт для скрипки, виолончели и струнного оркестра
Д. Чимароза. Концерт для гобоя с оркестром до мажор
П.И. Чайковский.  "Элегия" и "Русская тема" из Серенады для струнного оркестра до мажор, ор. 48

Государственный академический камерный оркестр России создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии.

В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»).

В программах сезона 2018/19 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Александр Князев, Элисо Вирсаладзе, Жан-Кристоф Спинози. Ярким событием сезона станет исполнение оперы Вивальди «Неистовый Роланд» (российская премьера) с участием зарубежных солистов и дирижера Федерико Марии Сарделли.

Имя Алексея Уткина широко известно в России и за рубежом. Огромное природное дарование, блестящее музыкальное образование, полученное в стенах Московской консерватории, великолепная школа, которую прошел Уткин, играя у Владимира Спивакова в «Виртуозах Москвы», сделали его весьма заметной фигурой в современном музыкальном мире.

«Золотой гобой России», Алексей Уткин вывел гобой в качестве сольного инструмента на российскую сцену. По мнению критики, он «превратил гобой, инструмент массовки, в главного героя удивительных событий». Начав исполнять сольные сочинения, написанные для гобоя, впоследствии он также расширил диапазон и возможности инструмента за счет специальных переложений для гобоя. Сегодня в репертуаре музыканта сочинения И.С. Баха, Вивальди, Гайдна, Сальери, Моцарта, Россини, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бриттена, Пендерецкого. Ярким примером его виртуозности стало исполнение произведений забытого композитора-гобоиста начала XIX века Антонио Паскулли, прозванного в свое время «Паганини гобоя».

Концерты музыканта проходят на самых престижных сценах мира: «Карнеги-холл» и «Эвери Фишер-холл» (Нью-Йорк), «Консертгебау» (Амстердам), «Палас де ла Мьюзика» (Барселона), «Аудиторио Насьональ» (Мадрид), «Академия Санта Чечилия» (Рим), «Театр Елисейских полей» (Париж), «Геркулес-холл» (Мюнхен), «Бетховен-холл» (Бонн). Он выступает с такими прославленными музыкантами, как В.Спиваков, Ю.Башмет, Д.Хворостовский, Н.Гутман, Э.Вирсаладзе, А.Рудин, Р.Владкович, В.Попов, Е.Образцова, Д.Дэниэлс и многими другими звездами классической сцены.

Многие из сольных программ Алексея Уткина привлекли внимание звукозаписывающих компаний, в том числе RCA-BMG (Classics Red Label). Музыкантом записаны концерты Баха для гобоя и гобоя д’амур, пьесы Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, Пендерецкого.

Алексей Уткин играет на уникальном гобое фирмы F. LORÉE — старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для Алексея Уткина изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон. Алексей Уткин представляет фирму F. LORÉE в The International Double Reed Society (IDRS) — всемирной организации, объединяющей исполнителей, играющих на духовых инструментах с двойной тростью и производителей этих инструментов.

В 2000 году Алексей Уткин организовал и возглавил Московский камерный оркестр «Эрмитаж», с которым успешно выступал в течение последних десяти лет в лучших российских и зарубежных залах.

В этот же период А.Уткин и ансамбль «Эрмитаж» записывают более десяти дисков в сотрудничестве со звукозаписывающей компанией Caro Mitis.

Заметны и новы эксперименты Алексея Уткина в сочетании с джазовыми музыкантами — И. Бутманом, В. Гроховским, Ф. Левинштейном, И. Золотухиным, а также с музыкантами разных этнических направлений.

Нельзя не отметить участие Алексея Уткина и ансамбля «Эрмитаж» в премьере спектакля по Н. Гоголю «Портрет» (в постановке А. Бородина) в Российском академическом молодежном театре в содружестве с ведущим артистом театра Е. Редько.

Алексей Уткин успешно сочетает активную концертную деятельность и преподавательскую работу, являясь профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

В 2010 году Алексей Уткин получил предложение возглавить Государственный академический камерный оркестр России Московской филармонии и стал его художественным руководителем.

Концерт в одном отделении без антракта
Стоимость билетов: 400 руб.

Ф.И.О. E-mail