Иранская классическая музыка

24 ноября 2017 года

Иранская классическая музыка

ИРАНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

«Караван ушёл…»

Хосейн НУРШАРГ
Hosein NOURSHARGH
(аваз)

и группа «Фераг»
в составе:

Пежман ЭХТИАРИ
Pezhman EKHTIARI
(руководитель группы, сантур)

Кавэ МОТАМЕДЬЯН
Kaveh MOTAMEDIYAN
(каманче)

Саман САДЭГЯН
Saman SADEGHIAN
(тар)

Нава СОЛЕЙМАНИ
Nava SOLEIMANI
(уд)

Хомаюн ДЖАХАНШАХИ
Homayoun JAHANSHAHI
(Томбак)

В программе: 
Зарби Шур. Поэзия Бахмана Рафеи, музыка Пежмана Эхтиари
Соло каманче и уда. Шур-Дашти

Тасниф «Аз ман джода машо» («Не покидай меня»). Поэзия Хафэза, музыка Хосейна Нуршарга
Саз-о аваз с каманче. Шур-Дашти. Поэзия и музыка неизвестных авторов, из бахтиарской музыкальной традиции
Тасниф «Санама» («Любимая»). Поэзия Джалаладдина Руми, музыка Фарамарза Пайвара
Саз-о аваз с сантуром в гуше Нахофт
Инструментальная композиция «Парсэ» («Персидское»). Музыка Пежмана Эхтиари
Тасниф «Сарзамин-э ман» («Родина моя»). Поэзия Хосейна Нуршарга, музыка Пежмана Эхтиари
Соло томбака
Пишдарамад Хомаюн. Музыка Парвиза Мешкатьяна
Саз-о аваз с удом. Поэзия Хафэза
Тасниф «Караван». Поэзия Мохаммада Зокаи, музыка Мохаммада Резы Лотфи
Саз-о аваз с таром в гуше Бидад. Поэзия Мохаммада Резы Шафеи Кадкани
Тасниф «Гафас» («Клетка»). Поэзия Малек-о-Шоара Бахара, музыка Хосейна Нуршарга

Иранская классическая музыка – одно из древнейших и величайших достояний мировой культуры. Её звуковые каноны сложились в молитвенной практике ведических и зороастрийских жрецов, хранителей тайн управления миром при помощи звука. Многослойная музыкальная культура Ирана сформировалась задолго до нашей эры, включая в себя и россыпь традиций разных народов и племён Ирана, и роскошную музыкальную жизнь при дворах персидских царей, и звуковой мир изысканных собраний интеллектуальной элиты: философов, певцов, поэтов. Классическая музыка, вобрав в себя весь многомерный звуковой опыт народа, стала вершинным достижением этой мощной звуковой системы.

Несмотря на свою древность, иранская классическая музыка — это живая полнокровная традиция, впитывающая в себя энергии и ритмы текущего времени и волнующая сердца современных людей. Эта музыка обладает сложным сводом правил культивирования звука и грамматических норм, трудами многих поколений творцов здесь была создана уникальная сокровищница канонических интонационных моделей, из которой иранские музыканты черпают свои мелодии и ритмы по сей день. Этот необъятный, но великолепно устроенный «резервуар» звуковых идей организован по законам больших ладовых систем — дастгахов. Даст — это, в переводе с персидского,  рука, гах — место. Начиная свою композицию, музыкант как бы выбирает место для своей руки на грифе струнного инструмента: стоит передвинуть руку немного вверх или вниз — и будет уже другое настроение, состояние духа, смысл звукового послания.

Шур, Хомаюн — это названия старинных иранских дастгахов, которые певец Хосейн Нуршарг и музыканты группы «Фераг» избрали для сегодняшней программы, желая провести нас по сложному пути размышлений и переживаний, исходящих от вечно неутолимого поиска смысла жизни, жажды добра и справедливости. Мудрая музыка соединена здесь с мудрой поэзией, вселяющей в наши сердца силы и свет надежды:

 Будь, как вода, коль наше время — камень.
Будь как цветок, коль наш сезон уныл.
Смотри, как светится улыбкой кристалл воды,
пробившись из-под плена громадной глыбы.
(Бахман Рафеи)

Композиция программы строится в соответствии с традиционными нормами, то есть включает в себя инструментальные разделы (например, вступление-пишдарамад), старинные песни (таснифы) и главное чудо иранской музыки — завораживающее искусство классического пения-аваза, блистательным мастером которого является Хосейн Нуршарг. Эти спонтанные, неподготавливаемые заранее и неповторимые «монологи» певца, сопровождаемые столь же непредсказуемыми «ответами» инструменталистов, возникают в порыве вдохновения в данное время и в данном месте, как бы концентрируя в себе общий душевный настрой всего слушающего собрания и потому так волнующе и непосредственно воздействуя на каждое внимающее этим звукам сердце. Неповторимость тембровых красок и обезоруживающая проникновенность голоса Хосейна Нуршарга сопутствуют его магической способности пробуждать в глубинах подсознания память об истинной родине человеческого духа, где он свободно парил в высших сферах, не зная оков земного бытия. Именно за это «напоминание» слушатели так благодарны певцу из далёкого Исфахана.

 

Стоимость билетов: 400-350 руб.

Ф.И.О. E-mail